СТРЕСС — понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний
психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных
условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры.
Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции
организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие
(Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных
условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды
стресса, в самой общей классификации — стресс физиологический и стресс психологический.
Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.
Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не
справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе — при
высокой ответственности за последствия решений.
Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом
различные его формы — импульсивная, тормозная, генерализованная — приводят к изменениям в
протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной
структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.
В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и
отрицательное влияние на деятельность — дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Поэтому
оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих
причины появления стресса.